Методика обучения счету дошкольников. Часть 3
Советская методика обучения счету дошкольников, с использованием интересных и красочных картинок, разработана в 1962 году. По книге Якова Федоровича Чекмарева «Учись считать» выучили цифры, а также правила сложения и вычитания очень большое количество дошкольников на занятиях в детских садиках и дома с родителями.
Эта методика обучения счету дошкольников позволит Вашему ребенку в игровой форме выучить числа от 1 до 10, а также научиться легко и правильно решать задачи на сложение и вычитание.
Общие рекомендации для изучения чисел от 1 до 10, а также цифры 0
Каждое число изучается по такому плану:
- Образование числа путем присчитывания единицы к предыдущему числу
- Сложение в пределе данного числа по картинкам
- Текстовые задание и примеры на сложение
- Вычитание по картинкам
- Текстовые задачи и примеры на вычитание
- Задачи и примеры на повторение сложения и вычитания
При решении первых задач на сложение и вычитание используйте кубики, мячи и другие игрушки, камешки и т.д.
Пока ребенок не овладел письмом цифр, он будет складывать решение из разрезных цифр и знаков. Например: 1 + 1 = 2. Знак «плюс» (+) читается «прибавить», знак минус (-) – «отнять», знак «равенство» (=) – «получится» или «останется» (при вычитании). На каждый случай сложения и вычитания дается картинка, краткий текст и образец записи. Но вы можете составить и свою задачу-рассказ к данному решению. Под вашим руководством ребенок сам может придумать задачу по картинке.
Образование каждого числа начинается с реальных предметов. Например, «Число 5»: «Возьми 4 кубика. Возьми еще 1 кубик. Сколько всего кубиков? Сосчитаем. А теперь эти 5 кубиков разложим на 2 кучки. Сколько кубиков в каждой кучке? Еще как можно разложить кубики?». Пусть ребенок пересчитывает каждый раз 5 кубиков: 2 – в одной кучке и 3 – в другой. Сколько всего кубиков? Или 4 и 1 – всего 5 кубиков; или 3 и 2 – всего 5 кубиков; или 1 и 4 – всего 5 кубиков. Пусть ребенок проводит такие же упражнения еще на каких-нибудь предметах: горошинах, игрушках, камешках и т.д.
Затем Вы переходите к картинкам. Каждой изучаемой цифре на картинках соответствует свой цвет полоски с цифрой наверху. Найдите ту картинку, где впервые на полях поставлена цифра 5. Ребенок еще не знает этой цифры, поэтому скажите ему: «Давай, найдем ту картинку, где первый раз встречается под цифрой зеленая полоска. Что нарисовано на верхней картинке? (птички). Сколько птичек в гнезде (4 птички). Еще что видишь?» Таким образом, выясняется содержание картинки и образование числа 5: 4 и еще 1 – всего 5. Обращайте внимание на значок для обозначения числа, т.е. на печатную цифру 5.
Следующие картинки подготавливают к действиям. «Разложи так кубики, как нарисованы листья на картинке. Сколько кубиков в каждой кучке? Положи печатные цифры под каждой кучкой». Проделайте такие упражнения и с квадратиками, и с треугольниками, и с палочками. Подобные упражнения проводите и на косточках счетов, а если их нет, то на камешках или горошинах. Пусть ребенок составит из пяти палочек фигуры, нарисованные в книге, а потом нарисует в тетради такие же фигуры из пяти черточек.
«Сосчитай, сколько точек в четырехугольнике. Нарисуй точки или кружки, но не так близко друг от друга. Палочкой раздели их на две кучки.
Сколько кружков в каждой кучке? Сколько всего кружков? А теперь послушай, сколько кружков надо отделить палочкой». Вы стучите карандашом о стол столько раз, сколько кружков в одной кучке и сколько — в другой. Ребенок на слух воспринимает число ударов и соответствующим образом кладет палочку.
На косточках счетов (или с камешками, с горошинами) надо провести упражнение в прямом и обратном счете. «Откладывай 5 косточек по одной косточке. Теперь сбрасывай по одной косточке и считай, сколько остается». Откладывают косточки на счетах справа налево, а сбрасывают слева направо. Рисунок с квадратиками служит также для упражнения в прямом и обратном счете. «Считай квадратики по строчкам» (прямой счет: 1,2,3,4,5). «Считай по столбикам» (обратный счет: 5,4,3,2,1).
Ознакомление с числом заканчивается письмом цифры 5 по данному образцу. Не забудьте написать в тетради № 1 образец упражнения. От вас зависит, на сколько занятий вы распределите материал по ознакомлению с числом и цифрой 5.
Затем переходите к сложению в пределах 5. Со знаками действий (+, -) ребенок подробно знакомился при изучении числа 2. Рассматриваете вместе с ребенком картинки с пчелами. Задачу читаете; еще лучше, если ребенок сам придумает задачу к картинке. Обращайте внимание, поставлен ли вопрос к задаче. Ребенок может сказать: «4 пчелы сидят на красных цветах. К ним летит еще 1 пчела. Всего 5 пчел». Скажите ему, что тут никакой задачи нет. Все уже сосчитано. В задаче обязательно должен быть вопрос. Прочтите полностью задачу, выделяя интонацией вопрос: «Сколько же всего пчел? Сосчитай». Решение задачи ребенок записывает в тетради или складывает из разрезанных цифр. Так же разбираются и следующие картинки на сложение. Обратите внимание ребенка, что пчел можно сосчитать и по-другому, т.е. не только так: 4+1, но и так: 1+4.
При решении задач на вычитание сначала направьте внимание ребенка на картинку, число предметов на которой представляет собой уменьшаемой (т.е. число, из которого вычитают), – это или верхняя картинка, или картинка слева. По этой картинке дается начало условия задачи. Число предметов, которое вычитают и число предметов, которое остается, т.е. «вычитаемое» и «разность», сначала надо прикрыть. При чтении условия открываете «вычитаемое». Ставите вопрос задачи. Когда ребенок скажет ответ, вы открываете «разность», и он увидит, правильно ли решена задача.
Поясним это примером. Рассмотрим картинку с изображением самолетов в разделе «Число 7». «Это учебные самолеты. Сосчитай на верхней картинке, сколько самолетов летело (7 самолетов)». Нижняя картинка закрыта. Затем вы читаете условие задачи: «Летело 7 самолетов; 4 самолета повернули назад к аэродрому» (открываете 4 самолета – «вычитаемое»). Сколько самолетов продолжает лететь вперед?» Для нахождения «разности» ребенок иногда использует картинку «Уменьшаемого» (7 самолетов), отделяя «вычитаемое» (4 самолета). Когда будет получен ответ, вы открываете «разность» (3 самолета). Решение записывается: 7 – 4 = 3.
Нельзя ограничиваться составлением и решением задач только по картинкам. Для усвоения изучаемого случая сложения или вычитания, сами придумывайте задачи, например: «Нина принесла 2 чашки, а Надя 1 чашку. Сколько всего чашек принесли девочки?» «2 ложки да 1 ложка. Сколько всего ложек?» «Покажи решение печатными цифрами». «Придумай сам задачу о яблоках, в которой к двум яблокам надо прибавить одно яблоко (2+1)».
Примеры с пропущенными числами решают как примеры загадки. «Угадай, какое число пропущено: 5 — … = 1». Ребенок решает такие примеры по соображению или испытывает числа, подставляя их в квадратик. Он подставляет 1. Получает 5-1=1. Неверно. Берет число 2. Опять не подходит. Число 4 подходит, так как 5-4=1. Полученное решение выкладывает разрезанными цифрами или записывает в тетради.
__________________________
Из книги Якова Федоровича Чекмарева «Учись считать», 1962 год