Мозг человекообразной обезьяны и человека
В головном мозгу человека ученые насчитывают почти 17 миллиардов маленьких серых клеток. С их помощью человек воспринимает все, что делается вокруг, думает и запоминает. Миллиард – это очень много. Миллиард минут – это почти 2000 лет.
В головном мозгу самой развитой человекообразной обезьяны таких клеток приблизительно 5 миллиардов.
Значит ли это, что человек только в три с половиной раза умнее гориллы или шимпанзе? Нет, не значит!.. Потому что дело не только в числе серых клеток, но и в количестве тех связей, которые могут между ими возникнуть. Там, где появляются такие связи, происходит передача сигналов, совершается обмен сведениями между клетками и возникает мысль.
Чтобы это понять, построим модель. Нарисуем 5 точек. Допустим, что это – обезьяний мозг и каждая точка соответствует одному миллиарду клеток. Соединим каждую с каждой. Сколько получится связей? Легко убедиться – десять.
Теперь перейдем к человеку и построим модель на 17 точек. Сколько линий можно провести между ними? 138!..
Учтите, в этих моделях мы вместо каждого миллиарда точек рисовали только одну. И попробуйте теперь прикинуть – во сколько раз человек должен быть умнее шимпанзе или гориллы, если он правильно использует свои серые клетки.
Находчивая человекообразная обезьяна может при случае пустить в дело подобранный на земле камень или древесный сук. На этом ее таланты заканчиваются. Заострить камень или обтесать сук обезьяна не может. Для такого замысла у нее не хватает связей между серыми клетками. Да и лапа обезьяны не справилась бы с такой работой.
Другое дело древнейший человек – существо, которое могло уже сознательно обколоть камень, чтобы его острием выковыривать съедобные коренья, проламывать черепа своим противникам. Обрубать ветви. Вот чем человек отличался от обезьяны. Ведь он самостоятельно изготовлял полезные для себя орудия – значит, трудился! А способность «обезьянничать» — инстинкт подражания – достигал у него просто невероятного совершенства. Всякий полезный опыт одного человека немедленно перенимали все другие. Так они учились друг у друга и учили своих детей. Их знания, умения и опыт непрерывно росли. А потому нарастала и потребность в обмене различными сведениями – информацией. И у человеческого существа начала развиваться речь – человек заговорил. Вывод: труд создал человека.
__________
Из книги Александра Свирина «Экспедиция к предкам», 1970 год