10.12.2020

Как древний человек учился думать, и как думаем мы

Автор: Елена
Развитие сознания первобытного человека

     Поначалу все, что первобытный человек видел, он еще не умел связывать одно с другим и называл отдельно. Например: Ворона… Глухарь… Сова… Орел… Тетерев…  

     И только потом, когда в сознании у него возникли вопросы «почему» и «сколько», он вдруг сообразил: а ведь у всех у них по 2 крыла, и они летают! Так, все эти ничем не связанные слова вдруг объединились в его сознании одним общим понятием – птицы! А это потребовало дальнейших размышлений: чем птицы отличаются от насекомых, которые тоже имеют крылья и могут летать?  

     И так, постепенно, словно круги по воде, у древнего человека расширялся кругозор, и развивалась способность сопоставлять и связывать одно с другим. 

     Иногда, желая намекнуть, что кто-то не такой уж умный, говорят: «У него не хватает извилин!» 

     Про какие извилины речь? Про извилины головного мозга. Их тем меньше, чем примитивнее живое существо. У рыбы, например, поверхность мозга почти совершенно гладкая. А у человека вся она состоит из извилин. Зачем человеку извилины? 

     Знаменитые серые клетки, от количества которых зависит умственное развитие, образуют верхний слой головного мозга – его «кору». 

     Ясно, что по мере увеличения числа серых клеток, общая площадь коры должна была увеличиваться – кора разрасталась. Если бы она при этом продолжала оставаться гладкой, она не могла бы уместиться в прежнем черепе. Но природа нашла решение! 

    Чтобы представить себе, в чем оно заключается, создадим модель. Возьмем большой мешок и небольшой ящик. Поверхность мешка во много раз больше, чем поверхность ящика. Однако, мешок мягкий, и затолкать его в ящик ничего не стоит – надо только хорошо скомкать. Вот и вся модель! 

     Именно так, как мы с мешком, обращалась природа с корой головного мозга. По мере своего разрастания, кора головного мозга все время «комкалась» — собиралась в извилины, в складки. Только так она и могла уместиться в черепной коробке. И благодаря этому, череп у нас не стал огромным, как бочка! 

     Известны случаи, когда волчицы похищали грудных детей и выкармливали в своем логове вместе с волчатами. В 1920 году двое таких волчих выкормышей попали обратно к людям. Это было в Индии. Одной девочке было уже 2 года, другой – 7. Они бегали на четвереньках, ели с пола сырое мясо, рычали и скалили зубы, если к ним кто-нибудь приближался. Несколько лет ученые бились, чтобы поставить одну из них на ноги и научить говорить. Ничего не вышло. Она сумела запомнить с десяток слов, но произносила их очень невнятно. 

    Этот случай доказывает – кто думает, будто родился на свет с уже готовым умом, жестоко ошибается. Кем бы вырос человек, если бы с первого своего крика не жил среди других людей, которые его воспитывают и учат? Существом с умственным развитием, как у младенца. 

     Вообразите, что город, в котором вы живете, — огромная модель человеческого головного мозга. В этой модели каждый житель, в том числе и вы сами, представляет собою одну маленькую серую клетку. С момента своего появления на свет вы начинаете знакомиться с другими людьми – устанавливать с ними контакты, связи. Сначала это мама, папа, бабушка, дед. Потом к ним добавляются те, кто бывает у вас в гостях. Потом – те, кого вы встречаете во дворе, потом – все те, с кем вы дружите, учитесь, работаете. От каждого человека вы кое-что узнаете, каждому что-то сообщаете. 

     То же самое происходит и в головном мозгу. Для своего нормального развития серые клетки должны постоянно устанавливать между собой контакты, «знакомиться», обмениваться сигналами, общаться друг с другом. Когда это происходит, мозг работает – мыслит. Только так он и может развиваться. 

     Замечено: чем человек моложе, тем быстрее и легче его серые клетки воспринимают знания и устанавливают новые связи. Человек, который упустил время смолоду, потом уже вряд ли сможет многому научиться. Потому что без постоянной тренировки серые клетки теряют свои способности, словно бы засыпают. И чем дальше, тем труднее их пробудить. 

     Нервные клетки располагаются в головном мозгу не «навалом», не как горох в мешке, а в строгом порядке. Каждая группа клеток образует особый отдел – «центр», который имеет свое собственное предназначение. Самые древние из них – центры Голода, Жажды, Размножения, Страха, Гнева. Наряду с ними центры Обоняния, Зрения, Слуха, Осязания, Вкуса. А вот, например, центр Речи – самый молодой. Ученые полагают, что первые клетки этого центра зародились и начали группироваться у Гомо габилиса. Еще новее – центры Счета и Письма. Их, вероятно, не было даже у неандертальцев. 

__________ 

Из книги Александра Свирина «Экспедиция к предкам», 1970 год