30.04.2021

Обучение пению канареек. Воспитание молодых певцов

Автор: Елена
Обучение пению канареек

     Обучение пению канареек овсяночного и дудочного напева, воспитание молодых певцов кенаров является завершающей стадией работы любителя-канаровода. Мало добиться выведения породистой молодежи, гораздо труднее, чтобы птенцы превратились в хороших певцов.

     Для того, чтобы достигнуть этой цели, надо тщательно выполнять все изложенные выше правила о содержании, разведении и уходе за птицей. Только из здоровой и породистой птицы могут выработаться хорошие певцы.

     Сами по себе молодые самцы канареек хорошими певцами стать не могут. Их надо обучать пению, так как иначе, выйдя «на полный голос», они все же будут посредственными певцами.

      После отсадки в одиночные клетки, молодые самцы, под влиянием старых самцов – учителей, начинают более прилежно, чем в пролетной клетке, упражняться в пении. Очень большой нагрузки на одного учителя давать не надо: не более 4-5 учеников. При большом количестве учеников песня учителя будет слышна не четко, а поэтому наиболее трудные колена молодые певцы усвоят с дефектами.

     Учителя кенары должны быть отличными певцами, так как все дефекты в их пении будут немедленно восприняты молодежью. Ликвидировать эти дефекты впоследствии почти невозможно.

     Надо учесть, что издавать все ошибочные и неприятные носовые, острые и высокие звуки кенару гораздо легче, чем грудные низкие (дудочный напев) или высокие серебристые и металлические чистые (овсяночный напев). Этим объясняется стремление птиц перенимать легкие, но неприятные звуки, от которых их надо всячески ограждать. Чистопородная птица, которая не слышит таких звуков почти никогда, за редким исключением (у отдельных птиц), их не издает. Вот почему в помещении, где находятся поющие, особенно молодые самцы канареек, не должно быть никаких птиц другого напева, особенно диких певчих, от которых самцы могут перенять резкие и острые звуки. Исключение составляют такие дикие птицы, как синицы или дикие обыкновенные овсянки, которых иногда держат для обучения канареек овсяночного напева.

     Самок канареек лучше удалить на время обучения молодежи в другое помещение, так как в ответ на их позывные выкрики старые самцы – учителя начинают петь отрывисто и резко. Кроме того, издаваемые порой самками резкие шаркающие и цвикающие звуки (во время драк) могут быть восприняты молодежью и использованы в пении.

     Для того, чтобы молодые кенары вырабатывали более приятный тембр и мягкость звучания песни, а также получили возможность некоторого самоконтроля над своим голосом, их нужно через 1-2 недели после отсадки ставить в птичий шкаф или отдельные ящички (рис.1 и 2), если такие имеются.

     Держать все время в шкафу обучающихся самцов нельзя, но ставить их туда надо на 2-3 дня через каждые 1-2 дня. Содержание в шкафах облагораживает песню и удерживает птиц от резких звуков и выкриков.

     Шкаф состоит из перегородок с общей задней стенкой, образующих ячейки для клеток. Спереди дверцы снабжены иллюминаторами для воздуха и окошечками с матовым или молочным стеклом, пропускающим свет в количестве, необходимом для того, чтобы птица находила корм и воду. Днем дверцы закрывают, и птицы больше и внимательней слушают «учителей», а на ночь слегка приоткрывают для большего доступа воздуха. Шкаф удобен еще и тем, что вся птица в нем располагается компактно (в одном месте) и на ночь может быть изолирована от яркого электрического света в комнате.

     Учителей кенаров можно тоже иногда ставить в шкаф днем, но при открытых дверцах. Вообще же их лучше держать на открытом месте над учениками или напротив них, на расстоянии не менее 1 м, но только если учителя спокойны по характеру и бурно не реагируют на находящихся напротив них птиц. Избавить птиц от приобретенных ими ошибок в песне затемнением в шкафах удается очень редко. Таких птиц необходимо немедленно изолировать от остальной молодежи. Периодическое содержание в шкафах, в основном, предупреждает у большинства молодых кенаров появление этих недостатков и улучшает звучание песни. Из содержащихся в шкафах нечистопородных птиц, даже при наилучших учителях, хороших певцов все же никогда не получается.

     Очень часто ошибки в пении у молодых кенаров появляются по вине самих любителей, особенно неопытных, которые пытаются разнообразить, увеличивать количество колен в песне своих птиц. Для этого к учителям присоединяют еще одного или нескольких певцов, исполняющих другие колена, которых нет в песне своих птиц. Певцы эти не всегда привьют свои новшества молодежи, так как их пение, зачастую не проверенное более опытными любителями, может быть невысокого качества, и ученики могут перенять лишь ошибочные колена. Если даже новые учителя действительно являются отличными певцами, то все же молодежь, не от них происходящая, не сможет им подражать в полной мере. Новые колена будут звучать у большинства этой молодежи фальшиво, неблагозвучно и испортят всю песню.

     Основные 5-7 хорошо исполняемых колен вполне достаточны для приятного звучания и устойчивости песни. Освоив песню своих учителей, молодые кенары, возможно, впоследствии сами по себе, в зависимости от способностей, упрочат и дополнят песню несколькими хорошими переходными звуками.

     Не надо гнаться за большим количеством колен. Канарейка поет хорошо лишь то, что ей присуще по крови, изменять эти качества можно лишь постепенно, путем скрещивания и отбора. Надо добиваться, чтобы пение ласкало слух, а не резало ухо.

     В настоящее время можно использовать записи отличных певцов кенаров и периодически включать их при обучении молодежи и линьке «учителей». Более того, можно записать порознь несколько отличных певцов и, выбрав из песни у каждого лучшее, собрать (убрать плохие места) хорошую плановую песню овсяночного или дудочного напева.

     Канарейка как певец окончательно формируется в возрасте от 2 до 3 лет. В трехлетнем возрасте поющий самец, как правило, не перенимает никаких других звуков и кроме строф-колен своей песни ничего не поет. Однако иногда и в этом возрасте неблагоприятное звуковое окружение (особенно во время длительной болезни или линьки) может повлиять на такого самца, вызвав нежелаемые изменения и брак в песне.

     Существующее мнение у некоторых любителей о том, что самцов-учителей вовсе не следует пускать в паровку, неправильно. Старых хороших самцов кенаров надо всемерно беречь, но тем не менее пускать их в паровку нужно обязательно, но не чаще 1-2 раз в год, с одной и той же самкой, которая к нему привыкла, или с другой, но хорошо подготовленной, т.е. проявляющей явные стремления к гнездованию. Пускать хорошего учителя в паровку следует еще и потому, что его отличные певчие качества унаследуются его потомством, которое будет его сменой.

_______ 

Из книги Иосифа Абрамовича Розина «Канарейка. Уход, содержание и разведение», 1959 год  


Здесь Вы можете прочитать про Кольцевание канареек и правильный учет